Продажная культура

Мысль о том, что демократия худшая из форм правления, но ничего лучше еще не придумали прочно утрамбовалась в сознании людей. Возможно, Черчиль был прав, однако, как мне кажется, он не задумывался о том насколько пагубно могут влиять идеи данной формы правления на общество в условиях капитализма. Есть немало причин того, почему сегодня культура оказалась на таком низком уровне, и это при том, что у человечества накопилось огромное число великолепных образцов, воплотивших творческие порывы наших предшественников. Эти порывы служили нам ориентиром, но теперь сдают свои позиции под давлением нового.

 

Мир состоит из различных компонентов, которые имеют различные конфигурации, разную структуру. И даже объекты между которыми мы ставим знак равенства, типологизируя этот сложный мир на категории и отдельные группы, классы, отряды, звенья, не являются идентичными. И здесь возникает противоречие, которое в разные периоды нашей истории приводило к самым разным, порой страшным последствиям. Я имею ввиду дилемму, с которой мы сталкивались и сталкиваемся, и заключается она в том, что сложно определить, равны ли люди между собой? С одной стороны — да, а с другой — нет. У каждого две руки, две ноги (за редким исключением), мы все относимся к одному виду, имеем определенные общие черты в поведении, психологии, инстинктах, мышлении, но при этом у нас есть и отличительные черты. Людское разнообразие предполагает не просто разную внешность, но и разные творческие, умственные и физические способности. Исходя из этого, я нередко мысленно соглашаюсь с некоторыми постулатами Платона в его идее идеального общества. Но речь шла о культуре, а моя тирада призвана лишь стать почвой для дальнейших размышлениях, которые будут касаться причин и масштабов культурных деформаций в современном мире.  

Каждое новое поколение людей привносит нечто новое и специфическое в наше бытие, то, что является наиболее ярким индикатором состояния общества и тех изменений, которое оно претерпевает постоянно. Отсюда и конфликт поколений, конфликт нового мышления и мировосприятия со старым. Старшие поколения во все времена были недовольны младшими, считая их слишком распущенными, глупыми, непочтительными. Сегодня, когда речь заходит об упадке культуры, люди, как правило находят причину этого явления в молодых и непутевых. Дескать, уровень образованности не тот, вместо музыки слушают откровенный шлак, поэзией не интересуются, прочно привязаны к своим телефонам и компьютерам, которые в конец лишили их нормального общения и возможности ему обучиться. Все это имеет место быть, за редкими исключениями, однако это все не причины, это следствия тех процессов, которые нам не подвластны или зависят от нас только косвенно или частично. 

Миром правят демократы, по крайней мере, люди стоящие у власти наиболее развитых стран мира называют себя приверженцами именно этой формы правления. Соответствующая запись по этому поводу есть в Конституции и нашей страны. Власть народа, власть большинства, власть толпы — эта идея пугала и притягивала людей, сегодня же мы так или иначе пожинаем ее плоды. Демократия всех усреднила, всех уровняла, дала всем равные возможности и равную власть, капитал, в свою очередь, возвысил толстые кошельки. Именно здесь и кроется, на мой взгляд, первопричина нашего культурного упадка. Присовокупим к этому размывание границ между культурами, традициями, народами и государствами в условиях глобализированного мира и тут же обнаружим, что высокий уровень культуры в таких условиях маловероятен. Кто-то скажет, что я перегибаю палку, однако давайте мыслить масштабно.

Попытаемся вспомнить шедевры, рожденные в последние десятилетия. На ум приходит Никас Сафронов, гламурный художник для людей со счетом в швейцарском банке или Дарья Донцова, которая утопила своей детективной макулатурой всю страну. На смену громким именам пришли громкие скандалы и крупные гонорары. Но все это уже воспринимается как само собой разумеющееся. С большим пониманием к ремесленникам в мире искусства отнеслась и Фатима Хабалова, министр нашей культуры.  На встрече со студентами она хорошо поставленным голосом вещала о вечных ценностях и убеждала всех, что не может быть упадка культуры в той стране, где есть Большой театр и Валерий Гергиев. Какова связь между наличием Большого и общим уровнем культуры населения пояснить никто не удосужился. Видимо, театры и музеи — это амулеты против серости ума, для серого вещества. Особенно четко отпечаталась фраза министра о том, что художники должны рисовать то, что хорошо продается, потому что в условиях капитализма им нельзя рассчитывать на помощь государства. И тут, товарищи, комментарии, по-моему, излишни. Сегодня художник это всякий, кто удосужился взять в руки кисть. Сегодня в мире искусства процветают дельцы и ремесленники, которые заняты лишь тем, чтобы творчество их было окупаемым, ибо на государство, как оказалось, рассчитывать не стоит. Вы скажите, товарно-денежные отношения во всем виноваты, в чем же повинна демократия? А в том, что искусство по сути всегда было вещью элитарной. Да, плохо что раньше образование было недоступно большинству и свой творческий талант мог обнаружить и проявить не каждый. Однако очевидно, что не каждый может быть писателем или поэтом. Это дар, который делает одних людей частью обособленной элиты. И нельзя ставит знак равенства между Петей Васечкиным, который выкладывает, как это нынче популярно,  в сеть свои рассказики и Достоевским. Не потому что Петя хуже, просто у Пети нет того таланта. Но этот пресловутый Петя может называться писателем, а если у него будет много поклонников в интернете, то на него могут обратить внимание в каком-нибудь издательстве. Еще проще будет опубликоваться, если у него окажется достаточно денежных средств. Согласно последнему принципу, в основном у нас в республике печатная продукция и выходит. Иных причин такого количества низкопробных книжек я не нахожу. Но как, опять таки, подчеркнула министр нашей культуры, в Осетии не печатают плохих книг. Да, наверно, этим грешат только в Центральной России. А что, нормальные книги у нас издаются, очень познавательные. Несколько работ уже, к примеру, выходило на тему об осетинских фамилиях, при  чем с кучей фактических ошибок. И многое из подобных исторических трудов пишется отнюдь не историками. Стоит вспомнить хотя бы труд одной зрелой дамы с экономическим образованием, которая с невероятным пафосом рассуждает об этногенезе осетинского народа и его еврейских корнях. Да, у нас нет своей персональной Дарьи Донцовой, но зато у нас множество псевдоисториков, чьи размышлизмы, слабо подкрепленные фактическими данными печатаются с завидным усердием.  И на это имеется определенный спрос, ибо больше чем рассуждать о своем величии, осетины любят читать о своем великом происхождении. Есть спрос, имеется и предложение. Экономика опять-таки правит миром. Зайдя в любой магазин с сувенирами, вы обнаружите целые полки заставленные фигурками уродливых и карикатурных человечков, которые олицетворяют нас с вами и нашу республику. Высокий вкус их ваятелей прослеживается в каждом отдельно взятом шедевре.

Власть народу, значит и культуру в руки народа. Но как не печально, народ в целом, как правило, редко озабочен возвышенным. Это не плохо и не хорошо, это объективная реальность. И когда говорят, что нам скармливают массовую культуры, а мы бедные давимся, но кушаем, нужно задуматься, об одном из главных законов экономики: «Есть спрос, есть и предложение». Можно долго рассуждать о том, что народ нужно образовывать и прививать ему любовь к искусству, но на мой взгляд, к этому тоже должна быть предрасположенность. Это тоже умение, тоже дар. Если человек сам не полюбит книги, его никто к ним не приучит. Нужно, конечно стараться вызвать интерес у отдельного индивидуума к этому делу, но успех в меньшей степени будет зависеть от наставника, и в большей — от надставляемого. Иначе вы из учителя волей-неволей превратитесь в тирана.

Почему по телевизору крутят «Дом-2»? Потому что люди в большинстве своем хотят его смотреть. Можно закрыть программу и весь ТНТ, дабы не снижали культурный уровень, но мы ведь живем в демократическом обществе. Часто можно услышать, что свободу слова не нужно путать со вседозволенностью, однако взгляните на  государства, в которых демократия появилась не наобум, как у нас, а посредством длительного исторического процесса.  И что мы увидим? Да все та же вседозволенность: карикатуры на Мухаммеда, подробности личной жизни политиков, узаконенные инцест, гомосексуальные браки, потворство всем видам извращений, в том числе и зоофилии. Это и есть демократия, товарищи. Это может не нравится, но это так. Многие пытаются облагородить «власть народа», оправдаться, дескать, мы просто неправильно понимаем ее. Да все мы правильно понимаем, она такая и есть, просто мы не можем ее до конца принять, ибо никогда в России не знали ничего подобного. Да, культура снизилась, а кто сказал, что где-то в мире она многим выше? Нет нужды сегодня в широком кругозоре, это экономически не выгодно, а значит не целесообразно тратить свое время на дополнительное самообразование. Узкая специализация — вот к чему пришли все развитые страны мира. Яркий тому пример США — экономический гигант, в котором люди управляются по древнему принципу «Хлеба и зрелищ». И этот же принцип мы ощущаем и на себе и он очень действенный. Нужна ли в этих условиях культура? Нет, если вы не обнаруживаете в этом выгоды. Это скорее как атавизм, за который еще цепляются определенные слои, но массы выбирают понятное большинству и интересное большинству. А интересы людей не столь возвышены, как бы нам хотелось думать. 

Зарина Цагараева

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *