Коста – это еще не все…

Признайтесь, каждый из нас сталкивался с фразой «Коста- наше все», фразой, затертой до дыр, которая давно набила оскомину. Но понимаем ли мы смысл этих всеобъемлющих слов, которые, если вдуматься, ущемляет достоинства остальных поэтов и писателей? Мы, сами того не зная, делаем из себя культурно-обездоленных людей, у которых есть Коста и ничего больше. Мы сужаем круг наших интересов, передавая остальным такие же псевдознания.

 

Коста Хетагуров, безусловно, является венцом и одновременно вершиной всей осетинской культуры. Слова, которыми он «говорил» были не просто стилистически правильно и красиво подобранными средствами выразительности. В них была душа, которая открыто кричала о всех невзгодах, происходящих вокруг. С тех пор прошло больше века. И вроде бы есть в нашей республике писатели со сложенным слогом, но они, в отличие от Коста, не могут «глаголом жечь сердца людей».Коста Леванович Хетагуров был, в первую очередь, гражданином, а не псевдопатриотом. Его несоизмеримый вклад в борьбу за права простого человека нельзя не заметить. Но, помимо Коста осетинская история знает много людей — писателей и поэтов- борцов за справедливость. Да, историки и преподаватели осетинского языка, безусловно, знают о заслугах творцов. Но знают ли об этом взрослые, так яро убежденные в своем патриотизме люди? Имена Инала Канукова, Цомака Гадиева,  Георгия Черчесова и Аксо Колиева прозвучат для них пустым звуком. Кто-то скажет, что гулял в сквере имени Колиева, другие назовут известных деятелей своими соседями или родственниками. Навскидку. Ведь в Осетии все родственники.  И лишь немногие будут знать о том, как Инал Кануков сетовал за прогрессивность и уход от ненужных обычаев, и о том, что именно Аксо Колиев был первым борцом против гендерного неравенства.

Проблема осетинского общества в том, что все действительно важные материальные ценности мы стараемся музеефицировать. Скрыть от посторонних глаз. А все то, что нельзя «потрогать руками», как ни странно уже много лет пылится на библиотечных полках.

Лозунг, пропагандируемый, в первую очередь министерством культуры, подвергает сомнению существование осетинской культуры как таковой. Ведь один поэт не может быть всей культурой, несмотря на колоссальные масштабы своей личности.

В истории Коста Хетагуров закрепился, как культурный интеллигентный человек. Интересно было бы узнать его отношение ко столь лестной фразе, которая все-таки ущемляет его «коллег по цеху».

Осетинская литература слишком богата, чтобы оскорблять себя глупой, на мой взгляд, фразой «Коста- наше все». Мы не так часто слышим «Пушкин; Гамзатов; Айтматов- наше все». Однако творчество наших соотечественников обнуляем одной простой и банальной фразой, превращающей остальное в пустые отголоски давно позабытого прошлого. Фразой, которая в юбилейный для Хетагурова год звучит на каждом шагу. Благодаря «роковому сплетению слов» многие так и не поймут, что помимо Коста Хетагурова в нашей литературе есть еще Александр Кубалов, Арсен Коцоев, Гриш Плиев, Иван Джанаев, Сека Гадиев, Шамиль Джикаев, которые, к великому сожалению, остаются в тени.

Повторяя изо дня в день глупый набор слов, мы забываем о самом главном. О том, почему Коста Хетагуров достиг такой вершины. Неприятно осознавать, что почти каждый человек может сказать «Коста- наше все», и лишь единицы смогут процитировать его стихи и назвать хотя бы одну картину.

Инна Макиева

 

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *