Литература в моей жизни

С измальства мы знакомимся с загадочным миром литературы, погружающим нас во вселенную Пушкина, Чуковского, Барто, Маршака, Линдгрен, Экзюпери и Милна. Детские стишки, книжки с рисунками, сказки. «Мама, почитай еще» — фраза, которая не сходила с моих уст. Тогда лучшими спутниками во взрослый мир нам стали Маленький принц с коробочкой, внутри которой сидел барашек, поучающий Мойдодыр, наводящий ужас Тараканище, неопрятная хозяйка Федора, Винни- Пух со своей командой и Карлсон, который живет на крыше.

 Школьная жизнь помогла мне только прикоснуться к литературе, а также научила меня самому важному – любить и относиться к творению «певцов» поэзии и прозы с трепетом и уважением. В школьной литературе для меня самым большим открытием стала поэзия серебряного века. А старшие классы окунули меня в мир серьезного чтива. Постепенно становилось ясно, что литература- это не просто школьный предмет или дисциплина в высшем учебном заведении. И главное здесь – не оценка в дневнике, а то как ты понял и прочувствовал произведение, будь то проза или поэзия.

Литература- это наука на грани фантастики. Ведь читая книги, мы проникаем в мысли героев, появляемся в тех местах, в которых, по всем известным законам физики никогда бы не оказались.

Литература- это своеобразная машина времени и вечный двигатель в одном флаконе. С незапамятных времен и до наших дней люди читали, читают и будут читать несмотря на прогнозы скептиков.

Мне кажется, что литература – это не просто способ отвлечения от реальности или приятное времяпровождение, а нечто большее, что дает нам эстетическое наслаждения, учит нас доброте и сопереживанию. Читая стихи, перелистывая страницы одну за другой и рассматривая тонкий шрифт на старой типографской бумаге, ты понимаешь, что за набором слов стоит целая жизнь писателя или поэта.  Его мысли, сложенные в текст, когда-то перечеркивались, переписывались, чтобы ты, читатель, мог насладиться и восторгаться творением сквозь века.

Литература- это эмпатия, двустороннее понимание автора и читателя. И только тогда книга становится «полезной», когда ты осознаешь, что это написано про тебя. Автор, будто описывает твою жизнь, твои взгляды и чувства. Так и появляется литературный вкус. Именно это создает невидимую связь между читателем и автором, что в последствии закрепляется в сознании под «ячейкой» — «Любимый писатель/ поэт» или «Любимое произведение».

В музыке существует понятие- «фриссон»- озноб от прослушивания композиции, которая вам нравится. Подобный термин нужно срочно придумать и для литературы.

К сожалению, в нашей республике «читать» – явление не совсем модное. А если разбирать массовое чтение более скрупулезно, то в «большом полотне» литературных предпочтений жителей Осетии очень много дырок. Так уж получилось или уже даже сложилось исторически, что после школьной скамья никто не притрагивается к осетинской литературе и книги местных писателей откладываются на самые высокие антресоли. Мы уже забыли, кто такие Арсен Коцоев, Инал Кануков, Георгий Черчесов, Герман Гудиев и Игорь Дзахов. А Гаппо Баев и Гайто Газданов воспринимаются нами лишь, как известные осетины.

Мне повезло, на моем жизненном пути попадались люди, которые привили любовь к осетинской литературе. Для меня творения осетинских писателей неразрывно связаны с русской и зарубежной литературой. Я не смогу сказать, кто для меня важнее Пушкин или Хетагуров, Лермонтов или Гадиев, Тютчев или Кочисов. Ведь осетинская литература развивалась по всем канонам мировой классики, и не стоит на ступень ниже русской.

Для меня литература –это трагизм в стихах Анны Ахматовой, описание традиций осетин в «Заповеди» Георгия Черчесова, интеллектуальный юмор Сергея Довлатова, философия жизни в творчестве Иосифа Бродского, стремление к прогрессу в публицистике Инала Канукова, отношение человека к войне в произведениях Эрнеста Хэмингуэя и любовь к Родине Игоря Дзахова.

 

Инна Макиева

(Visited 42 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *