Из глубины веков

За последние годы в Северной Осетии активно развиваются IT- технологии, современное искусство и все новые формы бизнеса. Появляются анктикафе, маленькие книжные библиотеке, бизнес- инкубаторы. Все больше художников пробуют себя в contemporary art (современное искусство), а в музыкальной сфере возникают необычные лейтмотивы, которые вполне возможно заменят надоедливый «кавказский шансон».

Но, несмотря на стандартное и уже набившее оскомину «XXI век и развитие технологий» в нашей республике остаются люди, которые занимаются возрождением исконно- осетинских промыслов и традиций.

1.Двеннадцатиструнная арфа (Дыууадӕстынон фӕндыр) — старинный осетинский инструмент, который по преданию был изобретен Сырдоном из костей и жил собственных сыновей.  На осетинской арфе играли народные сказители, передавая младшим венец осетинской мудрости- Нартовский эпос и другие фольклорные произведения. До недавнего времени двеннадцатиструнная арфа считалась утраченным музыкальным инструментом. Последняя была украдена из краеведческого музея в 1960- годах. Спустя полвека воссоздать старинную арфу удалось Тимуру Илаеву. Воплотить в жизнь народный инструмент мастер смог с помощью трех фотографий. На одном из сохранившихся фото запечатлен Гаха Сланов- певец- сказитель и возможно последний исполнитель нартовских сказаний на двеннадцатиструнной арфе. Теперь, благодаря Тимуру Илаеву дыууадӕстынон фӕндыр снова будет «играть» в жизни осетинского народа.

 

  1. В мае прошлого года археолог, преподаватель и директор Учебно- научного производственного комплекса СОГУ Назим Гиджрати стал победителем конкурса «Культурная мозаика малых городов России». Целью проекта «Эхо тысячелетий: возрождение традиций керамического и литейного искусства» является исследование и воссоздание точных копий скифо-сарматских, аланских и кобанских керамических изделий. Отличительная черта этой металлокерамики, созданной в особых температурных условиях и без попадания кислорода, — ее непротекаемость. И именно поэтому древняя осетинская керамика известна далеко за пределами Причерноморья.

Благодаря раскрытию древнего аланского секрета металлокерамики, которая на вид отличается от простой глины и при обжиге обретает сине-черный цвет, археологи и студенты СОГУ имеют возможность создавать керамические изделия так же, как и наши предки много веков назад, соблюдая все технологии.

  1. Еще 70 лет назад, что для истории срок небольшой, косынка Цыллӕхуыз была неотъемлемой частью национального костюма практически каждой осетинки. Цыллӕхуыз – это своего рода семейная реликвия, которая передавалась из поколения в поколение вместе с поясом и нагрудными застежками.

Сегодня такой платок можно увидеть лишь в качестве замены фаты к дополнению осетинского свадебного платья. Мастериц, занимающихся плетением таких косынок осталось совсем немного. Одна из них – Залина Сосланбековна Даурова. Именно благодаря ей и некоммерческому фонду «Арвайдӕн», который открыл кружок национального рукоделия, в нашей республике вновь возродилось незаслуженнозабытое ремесло.

  1. «Школа осетинских традиций» существует уже больше трех лет. За эти годы под чутким руководством Валерия Абиева, чье имя знает практически каждый житель Осетии, выпустилось совсем не малое количество людей.

Главная задача школы- возродить исконно-осетинские обычаи, этикет и научить своих подопечных готовить традиционные осетинские блюда.

  1. Сослан Моураов – человек, благодаря которому в Осетии снова звучит хъисынфӕндыр. Дело великого мастера продолжают его ученики – участники ансамбля «Къона», ведь именно с ними Сослан Моураов возродил многие осетинские инструменты. Из под рук мастера вышел не один десяток  музыкальных инструментов: дӕла-фӕндыр, хъисын-фӕндыр и разнообразные свирели.

Инна Макиева.

(Visited 10 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *